Генеральный план в первый период после землетрясения давал правильную ориентировку при решении задач восстановления города, но в то время уже приходилось задумываться о необходимости некоторой переработки отдельных его положений Первым вопросом в этом плане для градостроителей-проектировщиков, советских и партийных организаций в тех условиях явился вопрос, как землетрясение отразится на дальнейшем развитии города.
Будет ли он дальше расти, стоит ли развивать в нем промышленность, следует ли ограничивать его рост. В те дни напряженной борьбы по ликвидации последствий землетрясения мнений по этому вопросу было много. Одно из них заключалось в предложении переноса города на новое место, в частности, на берег реки Сырдарьи. Это предложение аргументировалось необходимостью вести строительство не менее опасных в сейсмическом отношении территориях с более благоприятными климатическими условиями, чем те, в которых находится Ташкент.
Расчетная численность населения для будущего города также во многом была предметом споров. Безусловно, не последнюю роль при этом играло то обстоятельство, что часть населения города в тяжелый период решила уехать из Ташкента.
Дальнейшие перспективы развития города после землетрясения необходимо было рассмотреть во всех экономических аспектах, анализируя возможность изменения во времени градообразующих факторов. В частности, необходимо было учесть значительное увеличение стоимости строительства в городе в связи с переводом его в зону девятибалльной расчетной сейсмичности.
Фактором, определившим требование кардинального пересмотра первой очереди строительства, явилась необходимость значительного увеличения объемов жилищного строительства на 8-ю и 9-ю пятилетки с целью быстрейшего восстановления потерь жилого фонда в городе. Изменились и условия размещения строительства в городе. Практически первая очередь строительства в утвержденном генеральном плане не решила вопросов коренной реконструкции центральной части города, на перспективу относились и работы по перестройке Октябрьского района города, в котором сосредоточивалась старогородская застройка феодального типа. Эти вопросы требовали другого орошения в складывающейся ситуации периода восстановительных после землетрясения работ. Серьезным был и вопрос использования территории центра города. Тектоническая деятельность проявлялась в постоянных сейсмических толчках, большинство эпицентров которых находилось в районе Урды, Кашгарки — в геометрическом центре городской территории.
Требовались большие и ответственные научные работы, которые смогли бы дать ответ: в какой мере может быть использована территория центра под застройку, где проходит граница «опасной» зоны.
Необходимо было пересмотреть структуру жилищного строительства с целью ее совершенствования, обеспечивающего применение в строительстве наиболее экономичных и сейсмостойких жилых домов.
В целях обеспечения дальнейшего планомерного, экономически обоснованного и комплексного развития Ташкента, скорейшей ликвидации последствий землетрясения, повышения уровня благоустройства города и создания наиболее благоприятных условий труда, быта и отдыха населения были утверждены основные положения генерального плана развития Ташкента, которые предусматривают:
численность населения города в его проектных границах на расчетный срок — 1400 тыс. чел.;
застройку города в основном 4-этажными домами, строительство 7—9-этажных домов до 10%, двухэтажных домов 5-7%;
территориальное развитие города в пределах городской черты, установленной утвержденным генеральным планом, с дальнейшим расширением ее за счет присоединения к городу прилегающих земель, резервированием в пригородной зоне г. Ташкента наиболее благоприятных в градостроительном отношении территорий для обеспечения возможного развития города за пределами расчетного срока;
в период первой очереди строительства города необходимо осуществить озеленение, обводнение и благоустройство центральной части города, а также завершить строительство комплекса административных зданий на площади им. В. И. Ленина;
предпринять меры, направленные па улучшение и дальнейшее развитие системы транспортных магистралей города, строительство скоростных дорог и магистралей непрерывного движения, обеспечивающих удобные транспортные связи новых жилых районов между собой, а также с промышленными районами и центром города;
усовершенствовать систему городского массового пассажирского транспорта с введением скоростных линий, а в перспективе метрополитена.
Комментарии закрыты.