Помимо «внутренних» задач решения центра, выдвигаемых требованиями композиционной целостности, ансамблевой завершенности, четкого функционального зонирования его планировочная структура подчиняется постоянно развивающимся аргументам общегородского масштаба. К ним прежде всего следует отнести прогнозируемые направления развития города, общегородское зонирование, положение центров планировочных районов и др.
Очевидное влияние на конфигурацию центра и сеть его основных коммуникаций оказало направление развития городов Ташкентской агломерации, располагаемых вдоль долины реки Чирчик и подкрепленных трассировкой основных ирригационных каналов, пересекающих город с северо-востока на юго-запад. С другой стороны планомерно усиливаются связи между исторически сложившимися «старым» и «новым» городом, заложенными по правому и левому берегам канала, пересекающего современный Ташкент. Влияние этих двух факторов четко прослеживается в планировочной структуре центра, в его вытянутости в направлении восток-запад.
Девять планировочных районов с численностью от 150 до 300 тыс. жителей в каждом почти равномерно размещаются вокруг центрального планировочного района, создавая единую компактную структуру города с перспективой развития этой структуры на 2000 год до 2 млн. жителей и территории в 26 тыс. га.
Это потребовало решения принципиально новой системы городских улиц, введения в систему уличной сети городских дорог и магистралей непрерывного движения. Существующие и новые магистрали создают единую систему, обеспечивающую необходимые транспортные связи по городу и освобождение центра от транзитного движения. Среди многих средств решения транспортных проблем Ташкента предполагается проложить две городские дороги протяженностью 60 км и две магистрали непрерывного движения, которые ограничивают центральный планировочный район. На эту основную сеть транспортных артерий, обслуживающих ядро города, нанизываются центры планировочных районов. Но и эта система магистралей, по подсчетам, не сможет значительно сократить затраты времени пассажиров на трудовые поездки. Поэтому в городе ведется строительство метрополитена мелкого заложения, состоящего из трех диаметральных линий по 55—60 км.
Совершенствование городского транспорта представляется не только в дальнейшем развитии метрополитена, но в увеличении интенсивности использования наземного транспорта, в создании нескольких мощных узлов средоточения всех транспортных средств, обеспечивающих задачу быстрой разгрузки центра, доставки жителей в любой периферийный район города. На очереди — более детальная разработка локальных транспортных схем, охватывающих центр во взаимоувязке с. общегородским транспортом. Местоположение центра, основные размеры, связи создают предпосылки к нормальной жизнедеятельности его в настоящее время и на перспективу.
Комментарии закрыты.