Организация повседневного культурно-бытового обслуживания населения в большинстве микрорайонов, построенных сразу после землетрясения, соответствует общесоюзным рекомендациям — по проектам в них предусмотрены общественные центры. Явно прослеживается отказ от блоков первичного обслуживания. Из рассмотренных микрорайонов они применены только в K-K-II-I. Довольно много учреждений обслуживания повседневного пользования встроено в первые этажи жилых домов, расположенных вдоль магистралей. В микрорайонах Центрального планировочного района, в соответствии с проектом детальной планировки центра города, помимо учреждений повседневного пользования размещены торгово-бытовые объекты по норме жилого района. Правомочность такого решения сегодня трудно оценить с достаточным основанием, так «ак отсутствуют объекты центра города. Возможно, в дальнейшем выяснится излишняя насыщенность сравнительно мелкими магазинами и другими объектами обслуживания.
Впервые в практике застройки Ташкента после землетрясения был построен ряд общественных центров микрорайонов: в Ц-4, В-22, В-21. Комплексность этих объектов, несущих не только функции торгово-бытового обслуживания, но и культурного, должна явиться основой для превращения их в центры общественной жизни микрорайонов. Сам факт замены распыленных встроенных объектов комплексными общественными центрами, безусловно, положителен. Некоторую неудовлетворенность вызывает размещение ОЦМ по отношению к реальным потокам посетителей. В большинстве случаев они размещены в глубине микрорайонов, в удалении от транспортных коммуникаций и иногда вне связи с остановками массового пассажирского транспорта, что может отрицательно повлиять на рентабельность магазинов и пунктов общественного питания в составе ОЦМ.
Новые принципы повседневного культурно-бытового обслуживания, основанные на учете местных градостроительных условий, заложены в микрорайоне Ц-27 и некоторых микрорайонах «Севера-II». В Ц-27 по предложениям ТашЗНИИЭП, основанным на предшествующих нучных проработках, заложена раздельная система обслуживания: самодеятельное обслуживание и государственное. Таким образом, в организации обслуживания в микрорайоне Ц-27 преследуется цель предоставить возможность населению сохранить привычные и полезные формы коллективного быта, уже доказавшие свою жизнеспособность. Предложенная емкость общественных центров махалля (1,5—3 тыс. чел.) соответствует оптимальным размерам существующих в старой застройке махалля и обеспечивает радиусы их доступности 200—250 м.
В микрорайонах «Севера-II» (А-3-4 и др.) предложены ПЭКО — первичные элементы комплексного обслуживания. ПЭКО сочетают в себе функции бытового и культурного обслуживания населения, в подвальном этаже ПЭКО предусмотрен гараж для хранения индивидуальных автомобилей. Они будут обслуживать жилые образования на 2—4 тыс. жителей. Емкость ПЭКО позволяет существенно приблизить их к потребителю — до 200—300 м. Однако размещение магазинов и пунктов питания малой емкости потребует проверки их жизнеспособности.
Комментарии закрыты.