В 1967—1968 гг. была предпринята корректировка генерального плана. Впервые при работе над генеральным планом авторский коллектив пытается рассмотреть развитие города в составе агломерации. Появилась необходимость разработки хотя бы предварительной схемы развития ташкентской агломерации, а также анализа перспектив развития пригородной зоны, численности ее населения, развития инженерного оборудования и транспорта в системе агломерации. В этой работе отыскивались черты комплексного регулирования процессов урбанизации, характерных для зон расселения в предгорных оазисах Узбекистана.
Концентрация промышленного производства, учреждений управления, науки, культуры и обслуживания, обеспечивающая Ташкенту роль ведущего организующего межселенного центра, способствовала образованию крупнейшей в Средней Азии агломерации на территории 160 тыс. га с численностью населения около двух миллионов человек и плотностью 1200 чел/км2.
Изучение вопросов степени обслуживания территории агло^-мерации транспортными и инженерными сетями, транспортной доступности основных организующих центров области, санитарно-гигиенических условий и требований охраны природы, эстетических достоинств отдельных природных и культурных ландшафтов прямо повлияло на планировку пригородной зоны и структуру всего города.
1966—1967 гг. были очень трудными годами для Ташкента. Архитекторы, непосредственно занимавшиеся корректировкой генерального плана города, решали сложные задачи. Это были трудности времени восстановления города, трудности решения
задач развития городов с миллионным населением, трудности освоения новых методов подхода к решению градостроительных проблем на современном научном уровне.
Согласно откорректированному генеральному плану вся территория города расчленяется системой водно-зеленых полос, идущих вдоль русел основных каналов. Одна из них, композиционная «водно-зеленая ось города», проходящая вдоль Боз-Су и Бурджара, пересекает весь город с севера-востока на юго-запад и объединяет центр города с основными общегородскими парками и местами отдыха.
Эта ось разделяет город па две части: восточную и западную, каждая из которых, в свою очередь, делится на ряд планировочных районов.
Вторая композиционная ось запроектирована по направлению, объединяющему старосложившийся центр западной («старой») с центром восточной («новой») части города. Вдоль нее располагается общегородской центр.
Вся территория города делится на девять планировочных районов. Все они системой главных транспортных артерий связываются с общегородским центром, промышленными районами и зонами загородного отдыха. Общественные центры планировочных районов прилегают к основным транспортным артериям, связывающим их с общегородским центром. Общегородской центр расположен как по водно-зеленому каскаду Боз-Су, так и вдоль широтной композиционной сети города (от сквера Революции до площади имени Ахунбабаева).
Таким образом, система магистралей непрерывного движения, магистралей регулируемого движения и скоростных автодорог объединяют все планировочные районы, а также общегородской центр с общественными центрами отдельных районов. Вокруг общественного центра каждого планировочного района располагаются жилые районы с населением 20—30 тыс. человек, которые, в свою очередь, транспортными магистралями общегородского и районного значения расчленяются на микрорайоны.
Комментарии закрыты.