Они способствуют развитию фондового рынка, формируют вторичный рынок простого и понятного населению финансового инструмента, Банковская система более подвержена системным рискам, чем производственный сектор. Поэтому чем больше доля корпоративных облигаций, тем устойчивее финансовая система. V банков преобладают краткосрочные обязательства, у них мала доля долгосрочных кредитов. Облигации, как только их положение упрочится на фондовом рынке, позволят продлить срок заимствований до 2-3 лет, а затем и до 5 и более лет; пока преобладают облигации на один год.
Корпоративные облигации способствуют появлению множества кредиторов, развитию конкуренции между ними, сглаживают недостатки банковской системы. В России в последние годы корпоративные облигации также завоевывают популярность. Рынок корпоративных облигаций, впервые зародившийся после дефолта 1998 г., бурно развивается. Ежемесячно на аукционах эмитенты размещают свои облигации на 2-3 млрд руб. и больше. Некоторые из них по доходности превосходят банковские депозиты, Так, Пробизнесбанк разместил облигации с доходностью 18% годовых, Центртелеком — 22%, «Нижнекамскнефтехим» — 20,4% годовых. Облигации предприятий ЖКХ могли бы стать наиболее надежным финансовым инструментом привлечения инвестиций, хотя и менее прибыльными,
Однако по отношению к общему количеству АО доля эмитентов корпоративных облигаций мизерна. Начиная с середины 1999 г, фондовый рынок переживает определенный «бум» корпоративных облигаций. В значительной мере это связано с тем, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26 июня 1999 г., проценты по корпоративным облигациям покрываются не за счет чистой прибыли, как это было до этого, а за счет прибыли до налогообложения, т.е. относятся на финансовые результаты деятельности как внереализационные расходы. За два года 40 компаний путем эмиссии облигаций привлекли более 60 млрд руб. на инвестиционные цели, Конечно, при наших потребностях в инвестициях такой «бум» следует признать скорее относительным, чем абсолютным. Однако при определенных условиях масштабы эмиссии корпоративных облигаций могли бы в ближайшее время возрасти в несколько раз,
Прежде всего, против эмиссии корпоративных облигаций направлена деятельность ФКЦБ, сумевшей до предела забюрократизировать эту процедуру, из-за этого для средних по размеру АО эмиссия облигаций практически не доступна.
Чтобы в этом убедиться, достаточно познакомиться с утвержденными ФКЦБ «Стандартами эмиссий акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссий». В соответствии с этим документом проспект эмиссии облигаций — это обширный на десятки страниц научно- исследовательский трактат, содержащий обстоятельное описание всей истории жизни и деятельности предприятия — эмитента со дня его основания и до сегодняшнего дня. Значительная часть вопросов, которые должны быть освещены в проспекте эмиссии облигаций, никакого интереса для инвесторов не представляет.
Новые «Стандарты эмиссии облигаций и их проспектов эмиссий», Утвержденные ФКЦБ 19 октября 2001 г. и зарегистрированные Министерством юстиции РФ 25 декабря 2001 г., еще сложнее прежних. Достаточно отметить, что проспект эмиссии облигаций (по содержанию и объему — все тот же научно-исследовательский труд на 50-60 страниц) требует ответов на 63 поставленных в Стандартах вопроса. Некоторые из них никакого отношения к эмиссии облигаций не имеют. Например, нужно описать методику расчета резервов по сомнительным долгам, хотя она определена Министерством финансов РФ. Учитывая это, никакой самодеятельности здесь быть не может. Если предприятие создаст другие резервы, например, резерв на оплату отпусков или на ремонт основных средств, то также необходимо приводить методику их расчета.
Преобладающая часть сведений, которые приходится приводить в проспекте эмиссии, вообще не интересуют инвесторов, их интересует только сведения, характеризующие надежность и финансовую устойчивость эмитента. Эти сведения занимают только треть проспекта, остальные 2/3 можно безболезненно сократить.
Мешает расширению практики эмиссии корпоративных облигаций укоренившиеся ошибочные представления, что эмиссия облигаций — удел только мощных корпораций общероссийского масштаба. Практика свидетельствует, что эмиссия облигаций доступна любому финансово устойчивому предприятию, лишь бы оно работало рентабельно, чтобы приобретатели облигаций были уверены в их надежности. При небольших масштабах эмиссии облигаций их раскупают свои же работники и акционеры. Своему предприятию работники больше доверяют, чем банку. Другое дело, что слишком сложны регистрационные процедуры.
Масштабная эмиссия корпоративных облигаций могла бы помочь преодолеть фактическую монополию Сбербанка на «конвертацию» денег населения из «чулков» и «кубышек» в инвестиции. Рынок корпоративных облигаций дает возможность выбора населению и другим инвесторам, способствует формированию конкурентного рынка заимствований.
Для развития рынка корпоративных облигаций необходимо осуществление ряда мер:
упростить чрезмерно забюрократизированную процедуру эмиссии облигаций. Когда сумма эмиссии не превышает размеры уставного капитала и ее надежность не вызывает сомнений, все формальные процедуры можно вообще свести к минимуму;
снизить в 2-3 раза ставку налога на операции с ценными бумагами, так как он по существу является налогом на инвестиции, что противоречит инвестиционной политике государства;
обеспечить прозрачность финансовой отчетности эмитентов облигаций.
Налог на операции с ценными бумагами не имеет экономического смысла. Ведь эмиссия акций и облигаций, как правило, имеет целью привлечение инвестиционных ресурсов, препятствовать этому процессу с помощью налогов нет смысла. Между тем размер этого налога довольно значителен — 0,8% номинальной суммы эмиссии и почти втрое превышает таковую ставку в европейских странах; при выпуске трехмесячных облигаций налог удорожает стоимость заемных средств на 3,2%.
Комментарии закрыты.