Несмотря на разное назначение и разный масштаб перечисленных сооружений, их отличает ряд общих черт: пластическое богатство, широкое применение стационарной солнцезащиты — решеток, имеющей не только функциональное, но и декоративное назначение; широкое применение в отделке фасадов глазурованной плитки, преимущественно голубых тонов, традиционных для архитектуры Средней Азии.
В современных общественных зданиях нашел широкое применение один из популярных традиционных приемов Среднеазиатского зодчества — включение открытого дворика в планировочную композицию. Новое здание железнодорожного вокзала станции Ташкент служит положительным примером использования этого приема (архитекторы Л. Травянко, В. Бирюков при участии В. Русанова).
Рядом со старым сооружением вокзала было построено новое двухэтажнее здание, в котором расположены залы ожидания, а над центральной частью — комнаты длительного отдыха. Старое и новое здание объединяет остекленный зал-вестибюль. Имеются два озелененных дворика, которые функционально оправданы: в теплое время года они используются как дополнительные залы ожидания.
В здании гостиницы «Россия» на площади Саперной между основным семиэтажным корпусом и рестораном запроектирован внутренний парадный дворик, который летом становится продолжением пространства ресторана. Включение дворика в композицию здания имеет и художественное значение, так как способствует достижению связи архитектуры с природой и тем самым обогащает пространственное решение.
На базе изделий и конструкций Ташкентского домостроительного комбината, выпускаемых для крупнопанельных жилых домов, в республике проводится экспериментальное строительство общественных зданий. К числу подобных поисков относится здание детского сада-яслей на 140 мест (архитекторы В. Спивак, Е. Ясногородский, В. Третьяков).
В планировочную основу здания заложен принцип многообъемности. В трех двухэтажных блоках размещены две группы ясельного и четыре группы детсадовского возраста. Все помещения общего пользования, а также административная группа и кухня размещены в одноэтажном корпусе, примыкающем к трем основным корпусам. Плоская крыша одноэтажного корпуса использована под солярий.
Объемно-пространственные композиции в архитектуре зданий решены в простых и лаконичных формах. Глухие торны трех блоков, ориентированные на запад, покрыты монументальной живописью на детскую тематику. Здание детского сада-яслей отличается большой художественной выразительностью. Удачное решение дополнено высококачественным озеленением и благоустройством участка.
Принцип свободной постановки здания на участке, создающий условия для неограниченной ориентации, заложен в типовом проекте общеобразовательной трудовой школы на 964 учащихся (архитекторы И. Рачинская, Б. Блюм). Помещения школы размещены в двух корпусах: учебном и учебно-производственном; учтены современные педагогические и санитарно-гигиенические требования. Одним из хороших композиционных приемов считается павильонный тип застройки. В этом случае улучшается общий санитарно-гигиенический режим. Павильонная одно-двухэтажная композиция школьных зданий позволяет осуществлять непосредственную, связь производственных помещений, спортивной группы отделения хозяйственного корпуса с участком, а также легко осуществить трансформацию помещений. Например, типовые проекты школ на 320 и 536 учащихся (архитекторы И. Рачинская, Б. Блюм при участии С. Сутягина, Р. Блезэ, Ю. Алимова, С. Рубанова).
Значительным достижением архитектуры последних лет является административное здание, построенное по ул. Узбекистанской, и Дворец искусств в Ташкенте.
Комплекс административного здания (архитекторы А. Файн-лейб, В. Березин, С. Ишанходжаев, Ю. Халдеев, Ю. Закирова, Р. Блезэ) состоит из основного шестиэтажного административного корпуса и блока зала заседаний со столовой. Принятая композиция, состоящая из отдельных объемов, планировочно увязанных переходом, отличается целостностью. Архитектурно-пространственная композиция Дворца искусств построена на выделении зрительного зала в отдельно стоящий большой объем, имеющий в плане овальную форму. К нему примыкает двухэтажный объем, в котором расположены вестибюль и фойе. Необычная форма зрительного зала из сборных керамзитобе-тонных панелей, контрастируя с вытянутым но горизонтали двухэтажным объемом строгой геометрической формы, создает асимметричную композицию, что является удачным решением на данном участке.
Изучение практики строительства некоторых общественных здании Узбекистана показывает, что в последнее время зодчими республики проделана значительная творческая работа. Старым каноническим приемам, где в основном все помещения того или иного общественного здания сосредотачивались в едином объеме, противопоставляются новые композиционные приемы, учитывающие современные требования. Создается свободное пространственное сочетание различных по объему и этажности зданий, разделяющих пространство на открытые и полузамкнутые дворы с максимальным удобством для пользования. Преимущества этой композиции огромны, особенно в условиях Узбекистана, где необходимо учитывать вопросы ориентации, инсоляции, микроклимата и сейсмики.
Заметно формирование нового направления, сущность кото рого в том, что в основе планировочных решений лежит функци ональный процесс, ради которого и строится здание.
Таковы некоторые принципы новых композиционных приемов в планировке общественных зданий в Узбекистане. Но планировочные принципы предопределяют появление новых художественных решений. Свободное расположение зданий, благородная простота, лаконичность, хорошие пропорции, сочетание больших остекленных поверхностей с глухими участками стен — все это придает новым общественным зданиям выразительный облик, открывает безграничные возможности архитекторам и художникам в использовании новых композиционных приемов.
Комментарии закрыты.