Обширные пешеходные зоны, сложный характер планировочной структуры центра потребовали четкой сигнально-ориентационной организации пространств, входящих и примыкающих к центральному планировочному району. Эта задача решается своеобразной вертикальной «субординацией»: в центре главенствует высотное здание министерств, в южной его части гостиница «Узбекистан», относительно равномерно расставлены доминанты второго порядка (здание библиотеки и др.). В фоновой четырехэтажной жилой застройке возвышаются точечные и протяженные 9-этажные жилые дома.
В этой понятной разрядности высотных акцентов, быть может, не хватает «наземной» характерности архитектуры — подчеркнутости и определенности дворовых, коридорообразных образований полуоткрытых, крытых переходов и контрастности в их сочетании — качеств, присущих традиционному пониманию сообщающихся пространств.
Вместе с тем, современность выдвигает более энергичные темпы освоения архитектурной среды и использование искусных приемов древних в равномерном затенении и сонации пространств. Сохранение максимальных контактов человека с окружением здесь поднимается на уровень рождения качественно новых и, несомненно, самобытных объёмно-пространственных структур.
Идеи гуманизации среды — удовлетворения всесторонних физических и духовных потребностей жителя современного города — выходят за пределы привычных представлений о системах и учреждениях культурно-бытового обслуживания населения. Зоны отдыха, созерцания, уединения и покоя необходимы в центре города так же, как и места развлечений, активной деятельности, средоточия информации. Этот принцип формирования среды с многогранными переливающимися оттенками ее функционально-чувственного освоения называют «проектированием культур»; его трудно регламентировать и вместе с тем его качественные проявления, заключающиеся в свободе пространственной ориентации человека, выборе им ситуаций, характерные определенным «микроклиматом настроения», можно программировать и реализовать в натуре.
Комментарии закрыты.