Для выполнения своей профессиональной деятельности техник должен обладать определенной суммой знаний, выработать необходимые умения и навыки. Все это приобретается студентами при изучении учебных дисциплин, прохождении учебных и производственных практик. Завершающим этапом обучения является выполнение дипломного проекта или сдача государственных экзаменов.
Обучение студентов, поступивших в средние профессиональные учебные заведения на базе полного среднего образования, длится 2 года 10 месяцев. Студенты, поступившие на базе основного общего образования, кроме профессионального получают полное среднее образование, поэтому продолжительность их обучения составляет 3 года 10 месяцев.
Обучение как теоретическое, так и практическое имеет несколько уровней. Низший уровень обучения преследует цель дать обучающемуся общее представление о чем-либо. На данном уровне студент получает представление о той или иной стороне изучаемого предмета, т.е. достаточно поверхностные знания. В таком случае говорят, что обучение происходит на уровне знания или узнавания.
Более высокий уровень обучения позволяет студенту приобрести более глубокие знания и вырабатывает у него умения: оперировать формулами, решать задачи, работать с нормативной литературой, делать что-либо своими руками и т.д. При самом высоком уровне обучения наряду со знаниями и умениями вырабатываются навыки, требующие проявления самостоятельности и творчества. При этом простые навыки, как правило, отрабатываются до автоматизма.
В стандартах образования определены требования к уровню подготовки студента по каждой учебной дисциплине, указано, о чем он должен иметь представление, что он должен знать и уметь.
Все учебные дисциплины подразделяются на общие гуманитарные, социально-экономические, математические, общие естественнонаучные, общепрофессиональные и специальные.
К общим гуманитарным и социально-экономическим относятся учебные дисциплины «Основы философии», «Основы права», «Русский язык и культура речи», «Иностранный язык», «Физическая культура», «Социальная психология», «Основы экономики», «Основы социологии и политологии». Их изучение необходимо для понимания процессов, происходящих в современном мире, помогает овладеть необходимой культурой общения и сформировать кругозор.
К математическим и общим естественнонаучным относятся учебные дисциплины «Математика», «Информатика», «Экологические основы природопользования». Их изучение направлено на получение необходимых технику знаний, которые позволяют оперировать относительно простым математическим аппаратом, формируют умение пользоваться компьютером, дают представление о взаимосвязи всего живого на Земле и воздействии человека на окружающую среду.
Общие гуманитарные, математические и естественнонаучные дисциплины изучаются студентами всех строительных специальностей.
К общепрофессиональным относятся учебные дисциплины «Инженерная графика», «Техническая механика», «Электротехника и электроника», «Строительные материалы и изделия», «Основы инженерной геологии», «Основы геодезии» и др.
Те или иные общепрофессиональные дисциплины являются общими для различных специализаций внутри одной специальности. Изучение общепрофессиональных дисциплин дает студентам необходимые знания и прививает навыки, которые могут быть востребованы как при изучении специальных дисциплин, так и в практической работе.
Общеобразовательные и общепрофессиональные дисциплины закладывают фундамент для изучения всех остальных учебных дисциплин, позволяют специалистам разных областей строительства понимать друг друга, решать общие проблемы и задачи, участвовать в общественной и культурной жизни страны.
К специальным относятся учебные дисциплины «Архитектура зданий», «Строительные конструкции», «Технология и организация строительного производства», «Технология производства неметаллических строительных изделий и конструкций» и др. Их набор различен для разных специальностей и дополнен дисциплинами, соответствующими той или иной специализации. Так, для специальности 270103 к дисциплинам специализации относятся «Особенности конструктивных решений», «Особенности проектирования», «Особенности технологии» и ряд других дисциплин, а для специальности 270301 — «Архитектура гражданских зданий», «Архитектура промышленных зданий», «Реставрация и реконструкция архитектурного наследия», «Ландшафтная архитектура», «Дизайн интерьера».
Теоретические знания углубляются и закрепляются при прохождении практик.
Производственная (профессиональная) практика способствует формированию необходимых профессиональных умений и навыков.
Выпускники средних профессиональных учебных заведений должны овладеть какой-либо рабочей профессией. Для этого они проходят практику сначала в учебных мастерских, где приобретают первичные профессиональные навыки, а затем на производстве (на рабочих местах) по профилю специальности.
В конце обучения студенты проходят преддипломную практику (квалификационную практику или стажировку), во время которой углубляют и закрепляют полученные профессиональные знания, самостоятельно работая (или исполняя обязанности дублера) по своей будущей специальности.
Завершающим этапом обучения являются выполнение дипломного проекта и (или) сдача Государственного экзамена, который охватывает несколько учебных дисциплин. Защита дипломного проекта и(или) сдача Государственного экзамена производится в присутствии Государственной аттестационной комиссии, в состав которой входят представители строительных организаций, занимающие руководящие должности, а также ведущие преподаватели учебного заведения.
По результатам зашиты дипломного проекта (сдачи Государственного экзамена) Государственная аттестационная комиссия выставляет оценку, делает заключение о соответствии уровня знаний и умений выпускника и присваивает ему квалификацию. После этого выпускнику выдаются диплом установленного образца с соответствующей записью, в которой отражается приобретенная им специальность, а также приложение, в котором приводятся название специализации и перечень изученных дисциплин с указанием числа часов и итоговой оценки по каждой из них.
Козьме Пруткову принадлежит шуточное высказывание: «Специалист подобен флюсу: полнота его одностороння». В какой-то степени оно отвечает действительности. Зная многое в пределах своей профессии, специалист может обладать весьма скудными познаниями в других областях.
Еще хуже, если его не интересует ничего кроме избранной специальности. Чем основательней усвоены базовые знания, тем выше развитие человека, гибче его мышление, тем легче он ориентируется в смежных областях знаний и тем эффективнее использует их в своей работе.
Комментарии закрыты.