Строительное образование в системе образования россии

Строительное образование в системе образования россии

Право на образование является одним из основных конституционных прав граждан Российской Федерации. Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней.

Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная программа развития образования, утверждаемая федеральным законом. Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной.

Без знаний, профессиональных умений и навыков невозможно полноценное участие человека в жизни общества. Удел людей с низким уровнем образования — неквалифицированный труд. Обучение способствует развитию человека, увеличивает его социальную активность.

В итоге повышается удовлетворенность работой, растет производительность труда, улучшается благосостояние человека. Образование, особенно профессиональное, является средством подготовки к последующей трудовой деятельности. Лучше всего, когда выбранная профессия соответствует увлечениям и интересам человека.

В результате экономических и социальных реформ, стремительного развития науки и техники знания и умения быстро устаревают, поэтому люди должны иметь возможность пополнить в образовательном учреждении имеющиеся профессиональные знания или переобучиться, приобрести новую профессию. На это направлена реализуемая в настоящее время концепция непрерывного образования.

Граждане нашей страны на всех этапах образования могут обучаться бесплатно (за счет бюджета государства, муниципалитета, предприятия) или платно (за счет средств самого обучающегося). Чем выше уровень получаемого образования, тем оно дороже и требует, как правило, больше времени.

Все указанные уровни образования составляют единое образовательное пространство.

Система профессионального образования в России подразделяется на три уровня: начальное профессиональное, среднее профессиональное и высшее профессиональное образование.

Подготовку рабочих кадров для строительства и жилишно-ком- мунального хозяйства осуществляют свыше 360 учебных заведений начального профессионального образования (НПО). Они готовят строительных рабочих более чем 150 специальностей: каменщиков, бетонщиков, плотников, монтажников и др. Уровень профессиональной подготовки рабочих оценивается присваиваемым разрядом.

Подготовку руководящих работников низового звена, которых чаще называют линейными руководителями, ведут учебные заведения среднего профессионального образования (СПО), или средние специальные учебные заведения. Подробнее о них говорится в подразд. 4.2.

В дипломе об окончании учебного заведения СПО выпускнику делается запись «техник».

Среднее профессиональное образование позволяет выпускникам хорошо ориентироваться в выбранной профессии, иметь знания и навыки для работы как в качестве нижнего руководящего звена (руководителя небольшого коллектива рабочих), так и в качестве квалифицированного рабочего.

Высшее профессиональное образование (ВПО) для строительной отрасли дают 22 специализированных строительно-архитектурных вуза и более 100 строительных факультетов других вузов. Эти учебные заведения расположены в 86 городах России. Годовой выпуск специалистов с высшим образованием составляет более 43 тыс. чел.

Все они получают квалификацию «инженер».

По данным Федеральной академии профобразования система профессионального образования России выпускает кадры с соотношением инженеров, техников и рабочих 1:1 :1, в то время как структура занятости на сегодняшний день имеет вид 1:0,76: 3, а реальная потребность составляет 1:0,4:5,2. Чтобы дипломированный специалист с высшим образованием работал с максимальной отдачей, он нуждается в помоши техников и вспомогательного персонала.

За рубежом считается, что оптимальное соотношение между техниками и специалистами с высшим образованием должно быть от 3: 1 до 5: 1 в зависимости от области специализации. Между тем во многих странах это соотношение составляет в лучшем случае 2:1.

Для рабочего нужны технические знания, в небольшом объеме экономические и в еще меньшем объеме управленческие. У мастера, начальника цеха, иного линейного руководителя увеличивается потребность в экономических знаниях и еще больше — в управленческих.

У людей, занимающих высшие должности, доля управленческих знаний начинает превышать долю технических, велика потребность в экономических знаниях.

Комментарии закрыты.