Существуют строительные объекты, значительно отличающиеся по ряду признаков (используемые материалы, размеры, конфигурация конструкций и др.) от гражданских и промышленных зданий. К ним можно отнести гидротехнические сооружения, атомные электростанции, аэродромы, военные объекты, шахты, туннели и др. Проектирование и строительство таких объектов требует специальных знаний.
Мы не будем рассматривать специфику возведения всех перечисленных ранее сооружений, а остановимся лишь на некоторых особенностях транспортного строительства.
Без транспорта невозможна жизнь страны, он обеспечивает связи между регионами, населенными пунктами, предприятиями. По транспортным системам перемещаются люди, сырье, промышленная и сельскохозяйственная продукция и другие грузы. Проектируя транспортные сети, в первую очередь прогнозируют: основные направления движения грузов и людей, интенсивность фузо- и пассажиропотоков, массу и размеры (габариты) перево-
Все элементы дороги составляют единую систему, которая требует постоянного ухода и поддержания в рабочем состоянии. Для этого организуют соответствующие службы, занимающиеся ремонтом и содержанием дорожного полотна, а также инженерных сооружений. В обязанность эксплуатирующих организаций входят ремонт дорожного полотна, очистка его от грязи и снега, посыпание в зимнее время песком, нанесение разделительной разметки и др.
Дорожная сеть России имеет протяженность в сотни километров, пересекает разные климатические зоны и геологические структуры. Дороги различаются по их значению для страны, интенсивности движения, размерам проезжей части, материалам покрытия дорожного полотна, обустройству.
По значению автомобильные дороги подразделяют на магистральные (общегосударственного значения), общереспубликанского и республиканского значения, республиканского и областного значения, местные.
В настоящее время во многих регионах России ведется интенсивное строительство автомобильных дорог.
Для обеспечения растущих потребностей в автомобильных перевозках в ближайшее время планируется построить и реконструировать отдельные участки автодорог по маршрутам Пермь — Серов —Ханты-Мансийск —Сургут —Томск и Тюмень —Сургут — Новый Уренгой —Салехард. Улучшится обслуживание автомобильного транспорта на направлении Центральная Россия — Привол- жье —Урал —Сибирь. Благодаря строительству моста через Волгу у Ульяновска и моста через Каму (уже построена первая очередь) появится новое автодорожное направление Северо-Запад — Урал.
Основными критериями для назначения параметров автомобильных дорог при их проектировании являются:
среднесуточная интенсивность движения, измеряемая числом автомобилей, проходящих через данное сечение дороги за единицу времени. Автомобильные дороги проектируют на интенсивность движения, ожидаемую через 20 лет;
расчетная скорость, т.е. скорость движения транспортного средства при хороших погодных условиях;
пропускная способность одной полосы, т.е. число транспортных средств, которое может быть пропущено по одной полосе движения в единицу времени.
Нормы проектирования автомобильных дорог в разных странах имеют свои особенности. Например, в Германии ширина полосы движения меньше, чем в России, но там значительно выше качество дорог, что позволяет обеспечивать высокую пропускную способность.
Строительство дорог начинается с проекта прокладки трассы (трассировки) и инженерно-геологических исследований, проводимых на всем протяжении трассы. Автомобильные трассы могут пересекать горы и равнины, болота и реки, участки с вечной мерзлотой, проходить по склонам, через леса и овраги и т.д. Без знаний особенностей местности, геологических структур фунтов по всей длине трассы, уклонов рельефа и многих других условий, невозможно фамотно запроектировать и построить дорогу. Дорожное сфоительство сопряжено со срезанием и перемещением огромных масс фунта. Это обусловлено необходимостью выровнять основание дороги, создать допустимые уклоны, убрать непрочный фунт в основании дороги и заменить его песком, фавием, щебнем, обеспечить отвод или пропуск под дорогой фунтовых и поверхностных вод и т.п. От того, как проложена фасса, во многом зависят объемы и стоимость предстоящих работ.
В настоящее время повысились требования к качеству строительства автодорог, которое непосредственно влияет на скорость и безопасность движения автофанспорта, состояние автомобилей, расход топлива и запчастей, срок эксплуатации дорожного полотна.
Для улучшения качества автодорог используют новые технологии, например фунты, являющиеся основанием дороги, армируют полимерными материалами.
Современное дорожное строительство невозможно без новой высокопроизводительной дорожной техники, такой как асфальтоукладчики, катки для уплотнения фунта и асфальта, бульдозеры, экскаваторы, миксеры для перевозки бетона, большегрузные самосвалы, а также без прочных материалов, устойчивых к истиранию и обладающих надежным сцеплением. Повышенные требования к качеству автомобильных дорог заставили проводить обучение и переобучение специалистов, ведущих их сфоительство, заботиться о закреплении квалифицированных кадров. Ведь плохая работа всего лишь одного человека может привести к значительным материальным потерям. Например, если машинист катка «не докатает» асфальт, т.е. даст ему застыть раньше, чем тот уплотнится, асфальт придется ломать и укладывать новый, что повлечет за собой офомные зафаты.
Работа дорожников в большой степени зависит от погодных условий, так как летом во время дождя и зимой нельзя укладывать асфальт. Поэтому при благоприятных погодных условиях рабочие фудятся весь световой день. В зимний период основной коллектив дорожных организаций занят либо теми работами по строительству дорог, которые можно выполнять в данное время, либо обслуживанием уже построенных дорог.
Комментарии закрыты.