Ташкент — один из древних очагов культуры городской жизни на территории Средней Азии. В процессе развития города и особенно его центральной части сочетались идеи эволюционной преемственности и коренного обновления сложившейся планировочной структуры. К концу XIX в. сложившийся центр европейской части города, расположенный на восточном берегу канала Боз-Су, функционировал независимо от исторически сложившегося Ташкента на западном берегу канала. В годы Советской власти появилась идея планировочного объединения старого и нового города. Эта идея прослеживается уже в генеральном плане, разработанном в 1938 г. Этим проектом предусматривалось формирование единого городского центра. В этот период центр города понимался как площадь для парадов, обстроенная административными зданиями. Однако, несмотря на скромность масштабов предполагаемого ядра города, в проекте верно была понята градостроительная задача — объединение двух городских территорий. Достоинством этого проекта было и то, что он предусматривал возможность развития городского центра в будущем.
В послевоенные годы в республике были продолжены работы над генеральным планом Ташкента и проектом его центра. В детально разработанном генеральном плане 1954 года (Ташгор-проект) были запроектированы планировочные связи между исторически сложившимися европейской и старогородской территориями. В целях более органического слияния этих зон проектируется крупный спортивный комплекс — стадион «Пахтакор.-<, застраиваются улицы Навои и Фурката. Недостатком градостроительной деятельности этого периода является парадная скованность, излишняя регулярность планировочных решений.
Дальнейшее развитие идеи генерального плана Ташкента получили в Основных положениях планировки города, разработанных в 1962—1964 гг., и в генеральном плане 1964—1966 гг.
Одновременно с разработкой проекта планировки в 1964 г. был объявлен Всесоюзный конкурс на разработку проекта центра, в котором приняли участие многие ведущие коллективы и мастера архитектуры. Не случайно первую премию в этом конкурсе получили ташкентские инженеры и архитекторы, которые разработали целостную и обусловленную историческим развитием концентрацию протяженного разветвленного центра. Ему прежде всего присущи качества крепко завязанных планировочных связей старой и новой частей города, системы пространственно переплетенных ансамблей, построенных на четко определенных планировочных осях: водно-зеленом массиве вдоль канала Боз-Су и шириной коммуникационной сети, соединяющей сквер с так называемым старым городом в районе площади Ахунбабаева.
На этой основе после землетрясения 1966 г. был разработан проект детальной планировки центра, реализуемый в паши дни в невиданных ранее масштабах. Перед архитекторами была поставлена задача запроектировать центр Ташкента — одного из крупнейших общественно-политических и культурных центров страны — в соответствии с представлениями о городе будущего. На новом этапе проектирования, развивавшем идеи предшествовавших генеральных планов, решались задачи укрупнения масштабов города. Соответственно укрупнялись и комплексы центра, благодаря чему предполагалось придать застройке ансамблевый характер, несмотря на большую протяженность задуманной системы ансамблей. Существенным в проекте центра Ташкента является значительность роли, отводимой зеленым насаждениям и обводнению.
Комментарии закрыты.