Активность и полнокровность городской жизни во многом зависят и от принятой системы функционального зонирования центра города. Начиная еще с конкурсных предложений и первых эскизов архитектурных решений намечалась четкая дифференциация его ядра на зоны: административно-политическую, зрелищную, спортивную, торговую. Так, общественно-политический центр формировался как развитие ансамбля площади Ленина, зрелищная — в районе центральной площади и Театра имени Свердлова, спортивный — на базе спортивного комплекса стадиона «Пахтакор», торговый — в зоне отрезка улицы Карла Маркса — традиционного места средоточения магазинов. Первые же попытки решить зонирование по этой схеме показали ее ограниченность и потребовали другого планировочного решения с учетом протяженности центра, его геометрических размеров, значения рынков в среднеазиатских городах, являющихся местами концентрации всех видов торговли, питания и бытового обслуживания населения. Следовало также учесть традиции многонационального города, специфические формы его культурной жизни, закрепившие, к примеру, размещение драматического театра имени Хамзы и цирка в западной части центра, а зала филармонии и русского драматического театра — в восточной.
Естественная потребность человека к «повсеместности», комплексности услуг и благ города в конечном счете продиктовали создание разветвленной сети общественного обслуживания, равномерно охватывающей всю территорию центра. Несмотря на полифункциональность отдельных узловых комплексов центра, каждый такой комплекс имеет какую-то главную, наиболее развитую функцию, соответствующую замыслу функционального зонирования центра в целом.
Интересной композицией отличается решенная в двух уровнях площадь Независимости (бывш. площадь Ленина) в Ташкенте, организуемая семиэтажным протяженным зданием Совета Министров, девятнадцатиэтажным административным зданием.
Живописная компоновка разновеликих объемов, водные каскады, зелень, рельефная разработка планшета, естественный переход площади через парк им. Ю. А. Гагарина к каналу Боз-Су сделало «официальную» часть города любимым местом прогулок и отдыха населения.
К юго-востоку от площади Независимости находится ансамбль театральной площади, в центре которой находится здание Театра имени Навои, построенное по проекту академика А. В. Щусева. После землетрясения здесь началось строительство республиканского банка (проект архит. М. Акрамова и др.), который будет расположен на восточной стороне площади. Эти объекты и ранее построенные вокруг театра им. Навои гостиница «Ташкент» (архитекторы М. Булатов, Л. Караш), здания издательства (архит. А. Мухамедшин). ЦУМа (архитекторы Л. Комиссар, Л. Блат, А. Фрейтаг) поддерживают идею фонового обрамления площади. К сожалению, замкнутость и жесткую симметричность начального построения площади не удалось полностью преодолеть в последующих проектах реконструкции центра.
Новое звучание приобрел район сквера Амира Темура (бывш. сквер Революции) — по плану восточная граница центра. Здесь возвышается 19-этажная гостиница «Узбекистан» (архит. И. Мерпорт и др.), которая является главенствующим объемом в комплексе радиоцентра и проектируемого Театра драмы имени Горького (архитекторы Ю. Халдее и др.). Местоположение и высотные размеры гостиницы предопределили доминирующую роль в восточной части центра и закрепили ось — эспланаду, поддерживаемую на площади Независимости зданием министерств.
Комментарии закрыты.