Самые древние постройки на земле возводились без чертежей. Замысел проекта был в голове автора, который ориентировался на аналогичные постройки или творил наугад на свой страх и риск.
Для возведения строений различного назначения в древней Руси долгое время составлялись проекты в письменной форме — сметные росписи. В сметной росписи подробно описывались конструкция строения, которое надо было возвести, его размеры, все детали, применяемые материалы, потребное число рабочих, виды работ и их стоимость. В какой-то мере это был не только проект, но и договор на выполнение строительства, по которому заказчик производил оплату.
Проект выполнялся по определенным правилам. Известно, что в XIII в. уже существовали специальные градостроительные правила, собранные в так называемой Кормчей книге. Приступая к работе над сметной росписью, подмастерье (помощник мастера) прежде всего знакомился с местными условиями, ценами на строительные материалы. Составление сметной росписи поручалось наиболее опытным и знающим подмастерьям.
Для особо важных построек изготовлялись модели. В XVI — XVII вв. выполнение моделей было достаточно частым явлением. Начиная с XVII в. к сметной росписи стали прикладывать чертежи. Слово «чертеж» происходит от слова «черта», т.е. отметка, условный графический знак. Контуры земельного участка или будущего здания отмечались на местности особым инструментом — черта- лом.
Современные проекты зданий и сооружений значительно отличаются от проектов, выполненных в виде сметных росписей. Текстовая часть проекта трансформировалась в относительно небольшую пояснительную записку. Видоизменилась и сметная документация, но она по-прежнему определяет стоимость строительства сооружения в целом или отдельных работ. Практически все основные сведения, необходимые для возведения здания, содержатся в чертежах, которые в настоящее время выполняются с помощью компьютера. Для получения наглядного представления о форме будущего здания используются макеты, а также специальные компьютерные программы, позволяющие увидеть будущее здание в различных ракурсах на фоне существующего городского пространства.
Комментарии закрыты.