В Великобритании в 1954 г. отмечалось столетие изобретения железобетона. Авторство там приписывают английскому штукатуру В. Б. Уилкинсону, который в 1854 г. получил патент на конструкции бетонных перекрытий (арочного и плоского типов), армированных полосовым железом либо железной проволокой.
Во Франции столетие изобретения железобетона отмечалось в 1949 г. Там днем рождения железобетона считают дату изготовления французским инженером Д.Л.Ламбо железоцементной лодки. Каркас лодки был выполнен из железных стержней квадратного сечения и обмазан цементным раствором. Лодка демонстрировалась на Всемирной выставке в Париже в 1855 г.
Во многих книгах о железобетоне изобретателем его называют французского садовника Ж. Монье. В 1867 г. он сделал бетонную кадку в которую посадил апельсиновое дерево. Через некоторое время в кадке появились трещины, и он укрепил ее железными обручами из проволоки. Поскольку железо ржавело, Монье для улучшения внешнего вида кадки обмазал ее слоем цементного раствора. Кадка оказалась прочной, что и натолкнуло садовника на идею соединения железа с цементным раствором. Впоследствии Монье получил патенты на ряд строительных конструкций.
Существенное влияние на развитие железобетона оказала предложенная в 1892 г. французским инженером Ф.Геннебиком новая система ребристых перекрытий, в которой отсутствовали металлические балки. Перекрытия изготовлялись по монолитным железобетонным балкам, которые опирались на монолитные колонны, имевшие монолитные фундаменты. Ф. Геннебик предложил также приближенные формулы для расчета железобетонных элементов, получившие широкое распространение. Можно сказать, что на этом завершился первый этап становления железобетона, дальнейшее его развитие связано с трудами многих других инженеров и ученых.
В России первые случаи применения железобетонных конструкций относятся к 1879 г., когда военный инженер Д.Ф.Жа- ринцев построил бетонную стенку, армированную прокатным металлом. К числу первых значительных конструкций из железобетона, выполненных в России, следует отнести построенный в 1896 г. в Нижнем Новгороде пешеходный арочный мост пролетом 45 м. В 1904 г. в Николаеве был впервые в мире возведен железобетонный маяк высотой 36 м.
Современные конструкции из железобетона. В настоящее время железобетон получил широкое распространение. Благодаря своим замечательным свойствам он стал важнейшим материалом, без которого не обходится практически ни одно строительство.
Особого внимания заслуживают предварительно напряженные железобетонные конструкции, которые составляют основную часть конструкций, изготовляемых на заводах. В таких конструкциях арматуру предварительно натягивают и закрепляют на упорах, а после твердения бетона перерезают у самых опор, в результате чего она сжимает бетон, препятствуя тем самым образованию трещин и уменьшая прогибы работающих на изгиб элементов. Предварительно напряженные железобетонные конструкции оказались экономичнее, чем обычные ненапряженные. Хотя их изготовление сложнее и, следовательно, дороже, конструкции из обычного железобетона во многих случаях просто не могут конкурировать с ними.
Одним из выдающихся сооружений, выполненных из предварительно напряженного железобетона, можно считать Останкинскую телевизионную башню.
Применяемые в настоящее время методы расчета, конструирования и изготовления железобетонных конструкций основаны на многочисленных исследованиях. Благодаря трудам ученых удалось добиться высокой прочности железобетона, что делает его вполне конкурентоспособным по отношению, например, к металлическим конструкциям.
В последнее время значительное внимание уделяют точности размеров изделий, гладкости их лицевых поверхностей, что позволяет уменьшить затраты материалов и труда на отделку конструкций, упрощает их применение. Расширяется использование разнообразных строительных смесей и клеев, из которых приготовляют растворы для укладки сборных железобетонных конструкций.
Комментарии закрыты.